Индекс бигмака и другие необычные экономические показатели

Индекс бигмака и другие необычные экономические показатели

Потребительская корзина, индекс потребительских цен, покупательная способность, валовой внутренний продукт — все эти показатели отражают состояние экономики. Они официальные и серьезные, их публикуют статистические учреждения и экономические ведомства. Но существуют и развлекательные экономические индикаторы. С их помощью экономисты пытаются объяснить сложные идеи через простые вещи — то ли шутя, то ли серьезно они ищут связи между, казалось бы, несвязанными понятиями и строят прогнозы. Самый популярный из таких индикаторов — индекс бигмака. Разберемся, что это такое, о чем он говорит и какие еще бывают занимательные показатели.

Что такое индекс бигмака?

Это самый известный в мире индекс из неофициальных — необычный способ сравнить валюты и выяснить «естественный» обменный курс по отношению к доллару США. Почему бигмак? Во-первых, его можно купить почти в любой стране, а во-вторых, в составе гамбургера — самая распространенная и понятная всему миру еда: мясо, сыр, зелень, хлеб. Индекс придумали издатели британского журнала The Economist в 1986 году, взяв за основу теорию паритета покупательной способности.

Что это за теория?

Сперва разберемся с термином «покупательная способность». Это показатель того, сколько товаров мы можем купить на определенную сумму денег. Например, в прошлом году вам хватало 1000 рублей, чтобы купить молоко, хлеб, колбасу и прочее на неделю, а теперь тот же набор стоит 1040 рублей, значит, покупательная способность рубля упала. Падение покупательной способности валюты — это инфляция.

А паритет покупательной способности — теория, по которой валюты разных стран нужно сравнивать по тому, сколько денег требуется отдать за один и тот же товар в разных странах. Например, если в России яблоко стоит 10 рублей, а в США — 1 доллар, значит, 10 рублей стоят 1 доллар. Следовательно, обменный курс — 0,1 доллара за рубль. Потому что (по этой теории, а не в реальности) у яблок одинаковая ценность и в России, и в США.

Таким образом, по теории паритета покупательной способности один и тот же товар должен стоить одинаково в любой стране, а обменный курс валюты должен определяться тем, сколько денег за этот товар нужно заплатить.

Представьте два диких племени, которые впервые встретились. И у тех и у других есть «деньги»: одни меняют товары на крысиные хвостики, другие — на жемчужины. И по какому курсу прикажете совершать exchange несчастным людям-дикарям, сколько хвостиков давать за жемчужину? Логично было бы сравнить по товару: у первых топор стоит 20 хвостиков, у вторых такой же топор — 4 жемчужины. Значит, одна жемчужина стоит 5 крысиных хвостиков. А способ, которым мы только что сравнили две валюты, в веках останется как «индекс топора».

Индекс бигмака — надежный способ сравнивать валюту?

Вовсе нет. С самого появления индекс не был серьезным, он не учитывает таких факторов, как спрос населения, количество импортных и местных продуктов в каждом бигмаке, конкуренцию, локальную стратегию сети, местную специфику и много чего еще. Допустим, в Индии, где говядину не едят, в составе бургера — баранья или куриная котлетка, но при расчетах индекса на это закрывают глаза. Кроме того, в стране может резко меняться курс внутренней валюты, а значит, и цены. Например, в Венесуэле в 2012 году были самые дорогие бигмаки в мире (7,92 доллара), а через три года — уже самые дешевые (0,67 доллара). Так что индекс стал популярным не потому, что отображает адекватную реальность, а потому, что понравился читателям, ведь это веселый способ сравнить валюты.

Зачем в реальной жизни нужен индекс бигмака?

Практической пользы от него нет, можно лишь сравнивать валюты через бургер и определять, какая из них переоценена, какая недооценена. К примеру, в России бигмак стоит 130 рублей, а в США — 3 доллара 99 центов (примерно 230 рублей). И если измерять мир бигмаками, то рубль недооценен примерно на 76%, то есть в вымышленном мире победившего паритета доллар стоит 33 рубля.

По индексу бигмака самые переоцененные валюты на июль 2017 года — швейцарский франк в компании с норвежской и шведской кроной. Все остальные валюты в мире недооценены (по отношению к доллару США). В тройке самых недооцененных валют в 2017 году — украинская гривна, египетский фунт и малайзийский ринггит.

В реальном мире «бургерономика» не работает. Так, в 2017 году в России 1000 рублей нам хватало на семь бигмаков, в США — на четыре, а в Швейцарии получилось бы купить только два бигмака, правда, еще бы на картошку осталось.

Конкуренты бигмака

В последнее время появляются новые индексы — они основаны на том же принципе, что и «бигмачный», но вместо бургеров используют другие продукты и товары. Впрочем, пользы от таких сравнений не больше, чем от индекса бигмака.

Индекс латте

Аналитическая компания ValuePenguin измеряет мир большими чашками латте из «Старбакса» (venti-latte). И в 2016 году в России этот кофе был самым дорогим в мире.

Индекс айпода

Австралийский банк Commonwealth Securities предложил использовать для анализа покупательной способности валют индекс iPod — он сравнивает долларовую цену MP3-плеера iPod Nano объемом 2 Гб.

Как еще весело измерить экономические показатели?

Индекс свидания

Deutsche Bank ежегодно публикует индекс свидания для городов — немцы строят рейтинг дороговизны городов, сравнивая цену на романтический комплект из поездки в такси, ужина на двух человек в пабе, стоимости двух бокалов пива и двух билетов в кино с напитками. В 2017 году самые дорогие свидания проходили в Цюрихе. Москва — на скромном 35-м месте.

Индекс борща и оливье

Рост потребительских цен можно измерить с помощью индекса конкретного блюда. Например, в России регулярно рассчитывают стоимость борщевого набора (в него входят самые популярные овощи: картошка, капуста, морковка и другие) и индекс оливье, без которого Новый год не Новый год. Кстати, этот индекс вполне работает — позволяет оценить изменения цен потребительской корзины.

Индекс красной помады

Этот индекс придумали в американской парфюмерно-косметической компании Estee Lauder. Согласно ему, в тяжелые экономические времена женщины ограничивают себя в покупках дорогой одежды, сумок и обуви, но отказать себе в покупке шикарной красной помады не могут. Соответственно, парадокс: в стране кризис, а продажи люксовой помады растут.

Разные организации во всем мире изобретают свои нестандартные индексы, с помощью которых пытаются уловить тенденции в экономике. В итоге появляются неожиданные маркеры, например продажи мужских трусов (чем меньше их продают, тем хуже обстоят дела в стране), высота каблуков и длина юбок (чем выше каблуки и короче юбки, тем лучше развивается экономика), и многие другие. В принципе, вы тоже можете вывести свой показатель — например, определить, как связана ситуация в экономике с наличием бесплатных пакетов в супермаркетах.

Впрочем, вряд ли получится точно измерить происходящее в мире чашками кофе или цветом губной помады. Экономика — сложнейший процесс, и делать глубокие выводы о благосостоянии населения по цене гамбургера или даже целой кастрюли борща невозможно. Перечисленные способы создавались скорее для развлечения читателей, и относиться к ним чересчур серьезно не стоит.

Источник: fincult.info

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ
Поделиться



Обсуждение закрыто.